Сознание человека.

Сознание—это высшая форма отражения объектов действительности с помощью речи, языка. Особая форма сознания—самосознание. Оно позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Сознание с т.зр. психологии и естествоведческих наук есть результат длительной эволюции психики.

Условия, необходимые для формирования сознания:

1. социальное бытие человека

2. трудовая деятельность

3. членораздельная речь

4. общественно-историческая деятельность человечества ( т.е. обусловлено отношениями, складывающимися в процессе производства)

Трудовая деятельность человека отличается от деятельности животных

1) употреблением и изготовлением орудий труда

2) общественным характером (коллективно, сообща работают).

Сознание—высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их Сознание человека. между собой с помощью языка.

А.Н.Леонтьев выделил 3 составляющие сознания:

Чувственную ткань сознания—переживания, чувства реальности. Благодаря ей мы воспринимаем мир как реально существующий.

Значения—это то общее содержание слов, схем, карт и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке. Значения важны, т.к. в них обобщается и сохраняется опыт человечества.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом (добро, зло для каждого имеет разный смысл). Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг Сознание человека. друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера»(ввела психолог Л.Славина). И. Дубровина Психология с.85-87.

Основные характеристики сознания:

Активность—при сознательном отражении действительности человек выступает в качестве активного начала, что выражается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

Интенциональность—сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект,т.е. что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

Рефлексивность—способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя Сознание человека.. Человек накапливает информацию о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом других людей.

Мотивационно-ценностная природа — сознательное отражение действительности пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

Уровень ясности—степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.

Зинченко В.П. выделил два слоя сознания:

Бытийное сознание, включающее а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;

Рефлексивное сознание, включающее а) значение; б) смысл.

Функции сознания:



1. отражательная

2. порождающая (творчески-креативная)

3. регулятивно-оценочная

4. рефлексивная

В качестве объекта рефлексии может выступать

1. отражение мира

2. мышление о нем

3. способы регуляции человеком своего поведения

4. сами процессы рефлексии

5. свое личное сознание

Таким образом можно так определить сознание:

Сознание—высший уровень Сознание человека. психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.

Самосознание—высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей.

Функции самосознания:

· формирование себя как личности (самоопределение)

· сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факторов (самозащита)

В самосознании выделяют 3 взаимосвязанных компонента:

1. познавательный (когнитивный)—образ своих познавательных и личностных свойств, внешности и т.п.

2. эмоциональный— самоуважение, самолюбие, самокритичность

3. поведенческий (волевой)— стремление быть понятым, завоевать симпатии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

В развитии самосознания В.Мерлин выделил этапы:

1. осознание отличия себя от остального мира

2. осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности

3. осознание своих психических свойств

4. Формирование социально Сознание человека.-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Самооценка—оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение.

Самооценка— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Как происходит самооценка личностью себя?

Личность включается в деятельность и общение и там приобретает важные главные ориентиры для своих действий. Человек сравнивает то что он делает с тем, что ждут от него люди, с тем, как ведут себя другие люди в таких же обстоятельствах. Т.обр., познавая качества других людей, человек получает необходимые сведения, которые позволяют ему выработать собственную оценку. Человек знает о себе, присматривается к Сознание человека. другим людям, сравнивает себя с ними и таким образом осуществляется самооценка. Понятно, что люди, с которыми личность себя сравнивает, являются для нее эталоном.

Сравнивая себя с каким-либо эталоном и в зависимости от результатов проверки, личность бывает довольна собой или нет.

Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка—когда оценка совпадает с реальностью. Дети активны, сообразительны, с чувством юмора, легко вступают в контакт, самостоятельны, верят в свои силы.

Дети с заниженной самооценкой неуверенны в себе, нерешительны, застенчивы, предъявляют к себе и к окружающим слишком большие требования. Надо больше хвалить т давать задания, с которыми они легко справляются и постепенно их Сознание человека. усложнять, чтобы не развился комплекс неполноценности.

При завышенной самооценке дети переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества. Они выбирают тяжелые задачи, а если их не решают—берут легче. Игнорируют свои неудачи. Такие дети высокомерны, бестактны, чрезмерно самоуверенны. У них появляется комплекс превосходства. Этих детей надо оценивать адекватно, указывать на ошибки.

Кроме этих форм самооценки выделяют еще частную (порциальную) и целостную (глобальную) самооценки.

Частная самооценка—оценивают только отдельные стороны своей жизнедеятельности ( учебная деятельность, добрые поступки и т.п.)

Целостная самооценка— оценивает личность свою в целом. Для такой самооценки необходима способность к рефлексивной деятельности (способность познавать свои внутренние психические Сознание человека. аспекты), что проявляется примерно к 4 классу, и наибольшего развития достигает в подростковом и юношеском возрасте.

При сильных отклонениях от адекватной оценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты, это приводит к моральным срывам.

Самооценка связана с уровнем притязаний.

Уровень притязаний—желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Учитель должен ставить задачу повышения уровня притязаний, если самооценка ученика занижена и понижать уровень притязаний, если самооценка завышена. Таким образом, личность оценивает себя двумя способами:

1. сравнивая себя с другими людьми

2. сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности.

Самооценка не является постоянной и Сознание человека. носит субъективный характер. Ученик может сорваться на экзамене и у него пропадает уверенность в себе. Учитель должен помнить об этом и помогать уч-ся формировать адекватную самооценку.


documentazioytl.html
documentazipgdt.html
documentazipnob.html
documentazipuyj.html
documentaziqcir.html
Документ Сознание человека.