ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.

Преславные отроки и отроковицы, грамотка сия удостоверяет, что от сего часа и до окончания потехи быть вам учениками школ немецкой и мещанской слободы и представлять комедию в театре самого государя Алексея Михайловича Романова!

О придворном театре первых русских царей из династии Романовых

Измайлово, как царская загородная резиденция, обязана своим расцветом Алексею Михайловичу. Он «поставил себе за правило в хорошую погоду ежедневно ездить туда поглядеть, погулять и распорядиться, коли что нужно для украшения». Наталье Кирилловне Нарышкиной минуло 20 лет. С молодой царицей в кремлевские терема пришел новый дух. Захваченный сильным чувством, Алексей Михайлович всячески старался доставлять ей повод к веселью и удовольствиям, стремился «распотешить ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.» молодую жену, и ближний боярин Матвеев подсказал: «учинить комедию».

В 1658 году в Москву приехал из Саксонии в качестве учителя одной из приходских школ молодой немец Иоганн Готфрид Грегори. Нельзя сказать, чтобы был большим знатоком театрального дела, но именно ему царским указом велено было подготовить представление к рождению первенца молодой царицы – «Артаксерксово действо». На обучение немецких мальчиков первой комедии у Грегори было четыре месяца. Устроителям нового театрального дела удалось добиться полного успеха. Как только был построен измайловский дворец при Алексее Михайловиче (1665-1669 годы) в нем начались театральные представления. Поскольку Грегори жил в Москве с 1658 года, он мог быть участником ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. организации спектаклей и в 1660–х годов в Измайлове. В Измайлове в течение трех лет (1669 – 1672) писались перспективы (декорации), которые надлежали к комедии.

17 октября 1772 года состоялось первое представление “Артаксерсова действа”, которое очень понравилось царю. На вновь учрежденной комедии обязаны были присутствовать, как на государственном деле огромной важности, именитые и приближенные бояре: верховные и кравчие, думные и окольничьи, спальники, стольники, а иногда дьяки и подьячие.

В «комедии», как и при всех важнейших государственных церемониях, строго соблюдался «чин». Внешне обстановка очень напоминала церемонию приема послов, только главное место, обычно приподнятое на несколько ступеней, теперь занимал не царь - там за завесой таилась сцена. Сам царь сидел теперь ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. перед сценой в центре палаты в кресле «с приступом» (то есть на возвышении), установленном на куске красного сукна. Самые именитые бояре сидели на двух длинных скамьях, поставленных позади царского места вдоль боковых стен; остальные же разместились за ними по сторонам, а некоторые «стояли на самой сцене» (по боковым ее ступеням). При этом все бояре должны были встать так, чтобы не только не мешать смотреть царю, но чтобы все происходящее на сцене было видно из «клети», находящейся в конце палаты. «Сквозь решетку или, вернее сказать, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения» на сцену смотрела женская половина царской ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. семьи: царица и царевны, а также маленькие царевичи.

«Царю до того понравилась игра, что он смотрел ее в продолжение целых десяти часов, не вставая с места» (большинство дворцовых церемоний бывало тогда весьма продолжительными, и первая «комедия» в этом смысле не отставала от них). Действо начиналось в 9 вечера и длилось до 7 утра. Представление закончилось; государь поднялся - и актеры застыли в глубоком почтительном поклоне до тех пор, пока все зрители не покинули палату.



После представления Алексей Михайлович проследовал в свои покои и направился прямо в мыленку. Здесь он пробыл дольше обычного, вероятно, тщательно смывал с себя скверну греха. Накануне же государь долго ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ. совещался по поводу предстоящей «комедии» с духовником своим, «без которого он не посещал даже никаких игр и зрелищ». Протопоп Андрей Савинов не нашел это развлечение предосудительным (ссылаясь на пример прочих христианских государей, и в особенности православных византийских императоров, устраивавших театральные потехи). Однако после «комедии» на душе у него не было, по всей видимости, полного покоя.


documentazijgvh.html
documentazijofp.html
documentazijvpx.html
documentazikdaf.html
documentazikkkn.html
Документ ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ.